Аукционный этикет
Тонкости Аукционной торговлиПо возможности, постарайтесь добавлять ссылку на предмет. Всегда появляются новые игроки, которые пропустили предыдущую. По мере поступления предложений, вы должны продать предмет в конце аукциона. Грубо продавать предмет, а потом резко снять его с аукциона. Постарайтесь не отменять предложенную вами цену, конечно, если не случилось ничего непредвиденного. Если всё же вам приходится это сделать, извинитесь перед игроками. Если вы заметили, что продавец требует слишком много денег за предмет, пошлите ему личное сообщение. Он либо поблагодарит вас, проигнорирует, или станет менее вежлив. Грубо упрекать игрока прилюдно. Если цена уж слишком завышена - предмет никто не купит. Если кто-то платит за предмет слишком много - не обращайте внимания. Возможно, у этого игрока тонны золота и ему неважно, сколько стоит предмет, он просто хочет купить его НЕМЕДЛЕННО. Не предлагайте ничего, если у вас нет денег или вы не готовы к обмену. Если вы выполняете квест, будьте готовы оставить его и обмениваться. Вы можете предложить продавцу компенсацию, за потраченное им время, но не удивляйтесь, если он перепродаст предмет. Если продавец должен ждать или сам доставлять предмет, вы должны доплатить ему сверх цены предмета за причинённые неудобства. Если кто-то требует больше денег за предмет после аукциона или делает что-то подозрительное, вы можете выйти из сделки.
Остановимся на торговле. Чем же она так замечательна?
Успехи в торговле не зависят от уровня персонажа. Ну то есть совсем не зависят: обладателем тысячи золотых может стать даже персонаж первого уровня, если сумеет наскрести где-то мизерный стартовый капитал и добраться до аукциона.
Большую часть времени герой, промышляющий торговлей, проводит в городе. А следовательно — отдыхает и набирается сил, чтобы потом, как возникнет желание поразмять кости, долго получать опыт в двойном размере.
Торговля не требовательна ко времени. Аукцион работает даже тогда, когда вы, совершив все необходимое, наслаждаетесь оффлайном. Более-менее уверенная игра на аукционе требует минут тридцать в день.
Итак, вперед! Нас ждет пленительный и волнующий мир... денег.
Это важно:
очевидно, что торговать можно как предметами собственного производства,
так и любыми другими. Кузнецы, инженеры, специалисты по алхимии и
наговорам — все производят товары или оказывают услуги. Но торговля
универсальна: ее принципы не зависят от происхождения товаров. В этой
статье мы рассматриваем самый сложный вариант — что ваш персонаж сам
вообще ничего не производит.
Наша задача — найти выгодную покупку. И тут-то на помощь приходят те
самые «дополнительные средства», вскользь упомянутые в начале главы.
Пять популярных заблуждений
К вашим услугам — пять самых распространенных неверных утверждений,
сильно усложняющих жизнь начинающим бизнесменам World of Warcraft.
Перепродажа товаров на аукционе запрещена
Странно, но факт — этот миф я слышал несколько раз. Дескать, честный
способ зарабатывать деньги — это сдать квест или пройти подземелье. А
игра на аукционе, покупка дешевых вещей и их перепродажа с наценкой —
чуть ли не жульничество, за которое преследуют, удаляют заработанное
золото, а то и вообще закрывают учетную запись. Имейте в виду: это не
так. Ни в каких «policy» таких запретов нет: единственное, от чего
предостарегают близзардовцы — это от создания виртуальных внутриигровых
казино. А аукцион — он затем и сделан, чтобы покупать, продавать и
торговаться.
Запрещены самописные модификации интерфейса
Менее абсурдное, но все равно неверное утверждение. Официальная
политика Blizzard не просто не запрещает, а всецело поощряет создание и
использование удобных расширений интерфейса. Иногда, правда, бывает,
что создателям дополнения удается как-то по хитрому эксплуатировать
«проколы» в игровой механике. Тогда игру в очередной раз подправляют, и
«хакерская» функция работать перестает (а к автору могут быть
претензии). Но что Auctioneer, что Informant — всецело легальные расширения игрового интерфейса.
Цены на Аукционе не меняются
Ничего подобного. Аукцион полностью обновляется за 24 часа — как
известно, это максимальное время, на которое можно выставить товар.
Спустя сутки список полностью меняется, и даже на ранних этапах, при
относительно небольшом оборотном капитале, легко ощутить свое влияние
на аукцион. Можно искусственно снижать цены, можно поднимать их,
управлять спросом и проделывать массу других махинаций.
Торговцу необязательно знать, что за товар он покупает или продает
Чушь. Специфика товара определяет и спрос, и цену, и круг клиентов.
Приведу простой пример. Ружье Deadly Blunderbuss по всем параметрам
уступает Silver-plated Shotgun, однако попробуйте продать их. Первое
оторвут с руками даже за золотую монету, второе не всегда купят и за
пятьдесят серебряных. А все потому, что Deadly Blunderbuss необходимо
для сдачи ценного квеста, а второе — разве что пострелять.
Если вещь не покупают, значит, надо сбавить цену
Это не всегда так. Те, кто не занят систематической торговлей на
аукционе, представляют себе типичные цены достаточно смутно. Конечно,
если цена завышена в пять раз, это бросится в глаза почти любому, но
наценку в тридцать-пятьдесят процентов многие попросту не заметят. И
если выставленная вещь вернулась, обычно это означает только одно — ваш
покупатель не пришел. Никто сегодня не искал именно такой щит, кинжал
или доспех. Цена существенно влияет на продажу только самых ходовых
товаров — руды, слитков, тканей, а более штучные вещи продаются чаще по
мере востребованности.
Модификация Auctioneer
Чтобы упростить жизнь таким вот рыцарям звонкой монеты, как мы с вами,
энтузиасты соорудили удобную модификацию, расширяющую и частично
автоматизирующую торговый интерфейс. Теперь на аукционе вы увидите не
три, а пять закладок, причем две последние — абсолютно новые, не
имеющие аналогов в оригинальной версии игры, да и остальные заметно
изменились. Для чего это нужно? Давайте разберемся...
Сканирование аукциона. Позволяет собрать полную статистику по всем выставленным на данный момент товарам. Для этой цели служит кнопка Scan на закладке Browse. Обратите внимание — в рубрикаторе появилась возможность снять отметку с некоторых категорий: тогда сканирование затронет только отмеченные группы.
Само по себе сканирование не выдает никакого результата, но собранные данные могут быть использованы для поиска удачных покупок.
Поиск. После того, как аукцион просканирован (да, это небыстрая операция, будьте готовы подождать), можете перейти на закладку Search Auctions. Основное ее назначение — показать список товаров, выставленный заметно дешевле обычного. Что значит «дешевле обычного», вы можете сами задать в окошке Minimum Percent Less. По умолчанию — 30%. Помимо процентов, можно указать и минимальную сумму ожидаемой прибыли (Minimum Proifit), чтобы отсеять множество якобы выгодных, но слишком мелких сделок. В разделе Search выбирается, что искать — ставки (Bids), или же суммы мгновенного выкупа (Buyouts). Если ставки, то дополнительно задается еще и максимальное время до окончания аукциона.
Покончив с
условиями, нажимаете Search и получаете табличку, которую, кстати,
можно еще и отсортировать по любой колонке. К примеру — в порядке
убывания ожидаемой прибыли.
Некоторые аспекты работы с аукционом легко автоматизировать.
Размещение аукционов. Закладка «Post Auctions». Здесь все наоборот — товары выставляете вы. В зачаточном виде эта функция есть и в стандартном интерфейсе, но — поштучно, без возможности автоматизировать некоторые механические действия. А иногда нужно, например, разделить пачку из двадцати предметов на кучки по пять, и все их выставить на продажу по указанной цене.
На заметку: в моей версии
«аукционера» (3.4.3) есть несмертельный, но все же не слишком приятный
баг, не позволяющий разделить кучки товаров, когда, казалось бы, места
для этого достаточно. Чтобы разбить стопку из 10 предметов по одному,
модификация требует десять свободных ячеек в сумках. Фактически же она
делает следующее: отделяет их по одной и тут же отправляет на продажу,
так что, по логике, должно хватать двух. Ждем, когда исправят.
Модификатор интерфейса Informant рассказывает про вещь практически все.
Модификация Informant
Устанавливается вместе с «аукционером» и показывает расширенную
информацию практически по любому предмету. Сколько он стоит у торговца?
Для чего используется? Почем обычно продается на аукционе и насколько
часто появляется в продаже? Нужен ли для какого-нибудь квеста? Все это
и многое другое вы узнаете, просто подведя мышку на изображение
предмета.
Помимо торговых целей, это бывает полезно, когда в награду за выполненное задание вам предлагают несколько абсолютно бесполезных вещей — оперативная информация позволит хотя бы выбрать из них самую дорогую.
Законы рынка и личная корысть
Главный
закон известен всем и формулируется предельно просто — «Покупать
дешево, продавать дорого». Но когда дело доходит до практики,
означенный принцип подразделяется на несколько тактик, приносящих доход
тому, кто сумеет с умом их использовать.
Что такое «дешево»?
Сканируем аукцион, находим вещи, выставленные по явно заниженным ценам
(ну мало ли, кому-то срочно были нужны деньги) и покупаем, чтобы тотчас
же выставить их дороже. Казалось бы, что может быть проще? Но и здесь
уже начинаются хитрости.
Есть большая разница между вещами, которые выставлены действительно
дешево, и теми, у которых низкая стартовая цена и вполне обычная сумма
выкупа. Во втором случае все обычно ясно — продавец просто решил
привлечь к своему товару внимание, поднять его в самый верх списка,
создать ажиотаж и т.п. Реже — просто избавиться от залежавшегося
предмета.
Как бы там ни было, размышлять тут особо нечего: если времени осталось
мало, делайте ставку и приглядывайте за ней, чтобы не перебили.
Выиграть аукцион при этом более чем реально — я сам в свое время купил
браслеты, не то по ошибке, не то шутки ради выставленные за 18 медных
монет. А продал потом за 1,5 золотых. Всякое бывает. Кстати, если время
— Medium, а товар достаточно ценный, советую поймайть момент, когда оно
переключится на Short. Так вы узнаете точное время, когда срок подойдет
к концу — ровно через полчаса. И если ставку вам перебивают, не стоит
спешить — перебейте ее не сразу, а через 29 минут, и пусть
«конкурирующая фирма» попробует успеть за оставшуюся минуту.
Во втором случае, когда низкая и ставка, и сумма мгновенной покупки, стоит взвесить все «за» и «против». Конечно, если времени осталось немного, можно совершить не просто выгодную, а очень выгодную покупку. Но так вы имеете шанс вообще упустить товар, так что в некоторых случаях имеет смысл выкупать его, не дожидаясь окончания торгов.
Наконец, следует помнить, что дешевизна — штука относительная. Десять
раз задумайтесь — действительно ли эта сумма занижена? Нет, не спорю,
на аукционе раз за разом появляются совершенно курьезные предложения,
но нередко низкая цена оправдана еще чем-то, кроме ошибки другого
игрока. Самые типичные причины я приведу ниже, в главе «Очевидное и
закономерное», но сейчас я хочу донести сам принцип — «А вдруг это не
просто так?». Задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда предложение
кажется удивительно выгодным.
Время собирать и разбрасывать
Некоторые товары лучше продаются по одному, другие — целыми «пачками».
К примеру, ходовые товары, вроде металлических слитков или ткани,
необходимы для массового производства и тренировки умений — кузнечного
дела, инженерии, шитья... Редко кто покупает их поштучно, но и это еще
не все.
На глаз далеко не всегда определишь: вот эти 16 шелковых тряпочек —
дешевые они, или дорогие? Другое дело 20 — там и делить удобнее, да и
мерять цельными стопками не в пример легче. Типичный покупатель
закономерно выберет самую дешевую полную стопку расходных материалов и
купит ее, а неполная так и пролежит невостребованной. Так что если
видите рядом 13 и 7 одиноко лежащих рулонов — посмотрите, а сколько
стоят двадцать? Может, имеет смысл купить и объединить их, чтобы потом
выставить дороже, чем они стоили в сумме?
Однако чаще встречается другой случай, когда в розницу можно продать дороже, чем оптом. Полезные материалы, покупаемые по мере надобности, более всего ценятся поштучно. Но — резонный вопрос — почему же их тогда зачастую продают стопками? А потому, что вернувшись из рейда, продавец обычно приносит в сумках не абы что, а какой-то набор ценностей, характерных для локации, где он их собрал. И не хочется ему возиться, дробя партию на много отдельных позиций — как было, так и выставил на продажу. И если цена одной штуки в этой стопке получается ниже, чем при поштучной закупке, вполне можно купить оптовую партию, разбить и выставить продавать за вдвое большую общую сумму.
Совет: старайтесь
всегда чувствовать себя не продавцом, а покупателем. Тем игроком,
который приходит на аукцион, ищет, находит, делает ставки и покупает
то, что ему нужно. Ведь ваша задача — добиться, чтобы товар купили. А
значит — нужно подстраиваться под «живого» клиента и угадывать его
нужды.
Для дорогих клиентов
Скупив
подешевке партию ценностей, остается всего-ничего — продать их. Сколь
бы ни была удачна ваша последняя закупка, пока у вас на руках три
золотых, а в товаре — еще сотня, вы по-прежнему обладатель именно трех,
а не ста трех монет.
Опыт показывает — практически ничего не удается продать срочно, иначе
как потеряв при этом две трети суммы, а то и больше. Так что к продаже
следует относиться настолько тщательно, насколько это вообще возможно.
Просканируйте аукцион или воспользуйтесь поиском. Если там уже есть именно такой товар — хорошо, главное критически отнестись к его цене. Не стоит снижать цену, если вы полагаете, что она и так занижена: в итоге купят и у вас, и у того, другого торговца, только вы заработаете больше, а он нет. И наоборот — если цена неоправданно высока, то выставив свой товар чуть-чуть дешевле, вы все равно можете получить его обратно по почте. Да, вашему конкуренту тоже придет возврат, но кому от этого легче?
Кстати, следует также учитывать, что клиент не один. Если вы, положим, принесли продавать алмаз, и видите: один продается за золотую монету, другой за пять, а третий — за семь с половиной, и думать забудьте конкурировать с этим «одним». Смело ставьте четыре с половиной золотых. Даже если вы не хотите выкупить дешевый лот (а кстати, почему бы и нет?), пусть он вас не беспокоит. Скоро его купят, и самым выгодным окажется именно ваше предложение. Поглядывайте и на оставшееся время: кто раньше уйдет с рынка? Он или вы? И поступайте соответственно.
Это важно: не перепутайте спонтанные колебания рынка и устойчивые тенденции. Если сегодня вдруг вдвое подешевела шерсть — не беда: скорее всего, это группа приключенцев уровня эдак двадцатого вернулась из похода на гуманоидов, принесла полные сумки тряпок и вывалила их на аукцион. Завтра они отправятся отдыхать, а цена стабилизируется. А вот если недавно закончился сбор меди на открытие нового подземелья, медь будет стабильно падать в цене. Удержать такой спад силами одного-двух игроков или даже гильдий — нереально.
Но допустим, такого товара, как у вас, больше на рынке нет. Тогда сравните с другими вещами похожего класса. Меч? Смотрите мечи сходных параметров, причем вещь стоит считать тем дороже, чем ниже необходимый уровень и выше характеристики. Топор? Ищите топоры. Постарайтесь сориетрироваться среди других похожих предложений, опять же встать на место клиента и сделать так, чтобы именно ваше предложение было самым выгодным.
Наконец, предположим, что ваш товар — уникальный и вообще не имеет близких аналогов. Пусть редко, но такое бывает. Тогда это повод задуматься — может, лучше вообще не пользоваться аукционом для его продажи? Если такой предмет — редкий гость в торговом доме, его там и искать-то будут навряд ли. И пролежит сокровище, никем не замеченное, а потом обратно по почте вернется. Есть ведь и личные сделки между игроками.
На заметку: как
сортируются товары в списке предложений? Обычно — по текущей ставке.
Этим можно воспользоваться, чтобы вывести свой товар на первые позиции:
не меняя цены выкупа, ставьте ставку чуть-чуть ниже, чем у конкурентов.
Поступать так следует не всегда, а по ситуации — преимущественно там,
где выбирать приходится не из двух-трех, а из двадцати-тридцати
предложений. Редкий покупатель тщательно изучит весь список, чтобы
узнать что там, где-то глубоко внизу, есть более выгодный Buyout.
Глобализация и финансовые «качели»
По мере роста капитала множно проделывать и более решительные
манипуляции, оперируя не отдельными позициями, а целыми категориями. К
примеру, вы скупаете весь мифрил, который есть на аукционе. Ну или не
весь, но две трети самого дешевого, оставляя без внимания только
откровенно завышенные позиции из низа списка.
Возникает дефицит, когда вы без труда сможете дорого продать свой товар, в то же самое время оперативно выкупая одиночные дешевые ставки в этой области. Причем желательно размещать товар на продажу от имени нескольких персонажей, чтобы не акцентировать внимание игроков на своей скромной персоне. Эффект достигнут, цены подскочили. Что происходит дальше? Правильно. Специалисты по горному делу быстро соображают, что мифрил нынче в цене, и бросаются его копать. Спустя какое-то время мы наблюдаем другую крайность — рынок буквально наводнен этим полезным металлом, и цены со свистом летят вниз. Хорошо, если удается подгадать так, чтобы примерно к этому моменту вы уже успели сбыть весь ранее закупленный товар. Но, даже если это и не так, это не повод для паники. Сейчас самое время покупать — но уже не все подряд, а только самые дешевые партии. А потом — ждать, пока цены выровняются обратно, чтобы спокойно распродать весь запас.
Что мы только что сделали? Фактически — немного «качнули» рынок, чтобы два раза подряд неплохо заработать. Однако имейте в виду — это рискованный вариант, и, если вы неверно определите время, когда покупать, а когда продавать, то окажетесь с дешевеющей на глазах горой металла в банке.
Ловушка для Золушки
Доверие к умной технике — у нас в крови. Еще с советских пор повелось:
«Если сказали по телевизору, значит правда». И вроде бы всем ясно, что
это ложь, наглая и откровенная, а все равно... по телевизору, значит...
То же самое — и с программами. Тот, кто обзавелся «умной» программой,
зачастую доверяет ей даже то, для чего она нисколько не предназначена.
Слепо верит результатам и, естественно, садится в лужу.
Это я к тому, что сколь бы ни был удобен Auctioneer или Informant, они лишь облегчают некоторые калькуляции и упорядочивают информацию, а оценка полученных результатов и принятие решений — на вашей совести.
Скажите, как Auctioneer определяет выгодную покупку? Очень просто. Собирая статистику, он высчитывает самые типичные (иначе говоря — медианные, не путать со средними) цены, а потом сравнивает с ними каждую сумму. Никакого эталона нет, ведь считать таковым цену у NPC-продавца — практически бессмысленно, а кроме него остаются только другие ставки на аукционе.
И вот, допустим, кто-то достает несколько редких, но совершенно бесполезных предметов. Жабьих хвостов, паучьих лапок, рыбьих чешуек — того барахла, которое никто в здравом уме на аукцион не ставит. И, раздобыв достаточно таких вещичек, ставит их на аукцион. Одну — за двадцать золотых, другую — за восемнадцать... А спустя пару дней добавляет к ним еще одну — монет эдак за восемь. Что скажет на это аукционер? «Да! Выгодная покупка!». И верно: обычно такое продают за 20, а тут — такая удача!
Но ведь обязательно найдется кто-нибудь, кто попадется на эту удочку, купит бестолковую чешуйку и, дрожа в предвкушешии, напишет в чат: «wts [Brilliant Scale] cheap, only 15g!»...
Конечно, пример с чешуйками —
вымышленный, ведь «серые» вещи сразу вызывают подозрение, а Informant
еще и подскажет, что всю эту гору богатства ближайший торговец купит за
два медяка... А вот узкоспециализированные материалы, страницы из
квестовых книг, карты, рецепты — это классические объекты для
розыгрышей. И честно, мне совсем не жалко тех, кто попался: «быстрые
деньги» требуют хотя бы минимального участия мысли, и программа его не
заменяет.
Очевидное и закономерное
Напоследок — несколько простых закономерностей из жизни миров World of
Warcraft, которые так или иначе влияют на спрос и цены, а следовательно
— на политику торговца.
На всех серверах идет инфляция. Она, конечно, медленная, но разница между Bloodhoof и, допустим, Scarshield Legion видна невооруженным глазом. Чем дольше живет сервер, тем больше на нем вращается денег: они-то ведь не «soulbound» и уходят из мира намного медленнее, чем вещи.
Ценнее всего вещи для «девятых» уровней. Имеется в виду — девятнадцатых, двадцать девятых и т.п Ситуация была бы иной, если бы не ристалища (Battlegrounds). Многие видят особый интерес в том, чтобы идти в бой на верхнем из допустимых уровней, причем одевшись в наилучшие вещи. А группы на ристалища делятся по уровням так: 10-19, 20-29, 30-39 и т.д.
Сороковые уровни — самые невыгодные.
Точнее — пара уровней до, и пара после. Снова же, причина проста: к
сороковому уровню все копят на лошадь, экономят каждую копейку и не
спешат расставаться с деньгами. А после — временно сидят без денег.
Кроме того, с сорокового уровня охотники обучаются носить доспех, а
бойцы — латы, и в этот период переосмысления жизенных ценностей они
редко покупают новые вещи.
Вещи вытесняются вещами.
Попробуйте продать «зеленый» лук или ружье уровня эдак двадцатого.
Намучаетесь. А все потому, что «синие» луки для девятнадцатого уровня,
которые можно без стыда носить чуть ли не до тридцатого, ворохом
сыплются из босса в Wailing Caverns. Все, кому было надо, уже
вооружены, и более слабые аналоги не имеют серьезных шансов найти
покупателя.
Танки силы не боятся.
А интеллекта — боятся еще как. Иначе говоря, если вы продаете щит,
дающий прибавку к интеллекту, то занятие это долгое, грустное и
дешевое. Равно как и тряпичная одежка, повышающая силу, не стоит
вложенных в нее усилий. Другое дело — броня, увеличивающая здоровье и
защиту, кожаный доспех, повышающий ловкость или одежда, дающая
обладателю плюсы к интеллекту и духу. Каждому свое.
Ночью лучше покупать, а днем — продавать.
Когда людей на сервере меньше, ниже шансы, что вашу ставку перебьет
конкурент. А вот продавать лучше при максимальном скоплении народа.
Идеально — в пятницу ближе к вечеру и днем в выходные.